- Крестовые походы
- около половины XI века во главе магометанского мира на востоке стали турки-сельджуки, которые сделались жестокими врагами Византийской империи и греко-восточной церкви. Варварское племя турок-сельджуков в конце X века проводило бродячую жизнь около Каспийского моря, в стране нынешних киргизов, и иногда помогало сарацинам в их набегах. В половине же XI века сельджуки, под предводительством своего султана Тогрульбека, мало-помалу, начиная с Персии, стали завоевывать сарацинские царства Багдадского халифата. Приняв еще раньше магометанство и смешавшись с побежденными сарацинами, они продолжали их борьбу с христианским миром. Византийский император Роман Диоген, желая остановить их нашествие на малую Азию, выступил сам против них с войском; но в 1071 г. в Армении был разбит наголову и взят в плен. После этого сельджуки скоро завладели всею Каппадокиею, Киликиею, Исавриею, Икониею и другими греческими областями, так что почти вся Малая Азия находилась в их руках. В то же время сельджуки завладели сирийскими городами Антиохиею, Дамаском и другими, принадлежавшими византийской империи со времен Никифора Фоки и Цимисхия. Они даже не раз угрожали осадою самому Константинополю. Турки, по рассказам современников, врывались в дома христиан и грабили их имущество; врывались во время богослужение в церкви, вскакивали на престолы, опрокидывали и попирали ногами священные сосуды, ругали и били священников и т. п. Угнетение и рабство было участью восточных христиан. К несчастию, византийские императоры не могли оказать никакой помощи христианам, страдавшим под игом турок. Дозволяя туркам безнаказанно отрывать от империи целые области, они посвящали все свое время придворным интригам. Только к концу XI века восточные христиане получили было некоторую надежду на облегчение своей участи, когда на освобождение св. земли и гроба Господня поднялись с запада так называемые крестоносцы. Главным возбудителем к первому крестовому походу был француз Петр, амьенский монах-пустынник. Во время своего пребывания в Палестине он насмотрелся на бедствия тамошних христиан и христианских богомольцев и принял к сердцу сказанные ему иерусалимским патриархом Симеоном слова: "Бог не внемлет молитвам нас грешных; ваш благочестивый и храбрый народ не придет ли на помощь нам или, по крайней мере, не умилостивит ли за нас Господа?" С воззванием патриарха о помощи Петр воротился в Италию и получил от папы благословенье на проповедь о походе против сарацин. Проповедь в Италии не так была успешна, пот. что тут происходили страшные внутренние нестроения между разными владельцами и самый авторитет папский невысоко ценился. Не то было во Франции и части Германии. Петр, странствовавший на осле, в скудной одежде, воспламеняемый ревностию, своими проповедями производил чрезвычайное возбуждение в народе. Простой народ, бесчеловечно теснимый своими владельцами, рад был и без того избавиться от своих владык, а владельцы увлекались предстоящею славою подвигов, почестей и богатств; религиозное одушевление довершило остальное. Все, изъявившие желание участвовать в походе, нашивали на плечо крест, от чего и назывались крестоносцами. Таким людям давалось, именем папы, полное отпущение грехов (индульгенция) и разрешение от постов на время войны, а также освобождение от следующих им гражданских за преступления наказаний; оттого преступники охотно шли в полки крестоносцев. Первые толпы крестоносцев из прирейнских земель шли под предводительством самого Петра, чрез Венгрию и Болгарию, и вели себя так необузданно, что жители всюду поступали с ними как с врагами, в Константинополь их не пустили, а император поспешил переправить их в Азию, где они также опустошали все на пути, доколе в турецких владениях не погибли от голода и меча врагов; небольшая только часть их, вместе с Петром, избежала в конце сего года в земли греческие. В 1147 г. короли французский и немецкий предприняли второй крестовый поход для удержания Палестины за латинянами; папа Евгений III (с янв. 1145 г. по июль 1153 г.), возбуждая зап. христиан к походам во св. землю, выражался, что хотя бы и признать их бесполезность в других отношениях, все-таки они полезны потому, что дают возможность латинянам занимать там епископские кафедры и обращать еретиков. Епископ лангрский потратил много красноречия, убеждая француз. крестоносцев, ставших лагерем близ Константинополя, овладеть этим еретическим городом; но те сказали, что идут воевать с неверными, а не христианами. Еще с 1189 г. на западе решено предпринять третий крестовый поход во св. землю для обратного завоевания Иерусалима; но вследствие трудностей похода и раздоров между самими крестоносцами особых успехов не достигнуто, кроме взятая приморского города Акки, называемой и Птолемаидою (3 июля 1191 г.). Крестовые походы, вместо ожидаемого облегчения участи восточных христиан, принесли им много зла; до сего времени притесняли их сарацины и турки, теперь же стали притеснять латиняне. Крестовые походы начались по инициативе пап. Убеждая крестоносцев освободить от власти неверных св. землю и гроб Господень, папы имели в виду еще другую цель распространить, при пособии их, свое влияние на востоке и даже подчинить себе восточные церкви. Для пропаганды на востоке латинства и своей власти они посылали туда вместе с крестоносными ополчениями своих епископов, священников и монахов, которые и чрез крестоносцев, и сами лично делали страшные притеснения восточным христианам. Притеснения начались со времени первого же крестового похода (1096 г.). В Сирии и Палестине они взяли решительный перевес над православными. Так, завоевав Антиохию (1098 г.), они поставили там своего латинского патриарха и подчинили ему антиохийскую православную церковь. Православный патриарх Антиохии, престарелый Иоанн, должен был оставить свою кафедру и искать убежища в Константинополе; там он и умер. То же было и после взятия крестоносцами Иерусалима (1099 г.); латиняне и здесь поставили своего патриарха. Православный иерусалимский патриарх Симеон, подавший первую мысль об освобождении св. земли и гроба Господня, был забыт; он удалился в Кипр и там скоро умер. По праву завоевателей, латиняне считали и все православное население востока принадлежащим к их церкви и поэтому требовали от всех безусловного подчинения папе. Если же со стороны православных заявлялись попытки восстановить на востоке значение православной церкви, то латиняне с негодованием отвергали их. Между тем на западе приготовляется крестовый поход (четвертый) и крестоносцы собирались уже в Венеции, чтобы оттуда отправиться на восток. Сюда же прибыл и византийский царевич Алексей. Он просил крестоносцев, прежде чем отправиться в Палестину, помочь ему и его отцу в возвращении императорского престола. Венецианский дож, Генрих Дандоло, рассчитывая, что из дела царевича Алексея венецианская республика может много выиграть для своей торговли, убедил крестоносцев согласиться не его предложение. Крестоносцы, с которыми царевич Алексей вошел в дружеские отношения, своим поведением в Константинополе также немало раздражали греков; между ними и греками было уже несколько кровавых столкновений. Положение дел в Константинополе было самое натянутое. Вскоре оно разрешилось возмущением: народ потребовал избрания нового императора. Этим воспользовался один из предводителей возмущения, некто Алексей Мурзуфл. Царевич Алексей IV, по его приказанию, был удавлен. Крестоносцы, потеряв со смертью Алексея IV всякую надежду получить обещанное, решились сами вознаградить себя взятием и разграблением Константинополя. К этому же подстрекало их и латинское духовенство в видах подчинения восточной церкви папе. Они вторично осадили Константинополь и скоро взяли его. Они убивали поголовно всех греков, не различая ни пола, ни возраста, грабили церкви и монастыри, расхищая драгоценные церковные сосуды, оклады с икон и одежды; грабили даже св. мощи, древние рукописи и книги, которые впоследствии переправляли на запад. К такого рода насилиям и жестокостям крестоносцы присоединили еще поругания бесчестили монахинь, вводили в церкви лошаков, бросали иконы на землю и, сидя на них, пиршествовали и играли в карты. Латинское духовенство не только не останавливало буйных крестоносцев, но даже помогало им в грабеже и поругании святыни. Словом, латиняне на этот раз поступили с Константинополем так же варварски, как впоследствии поступили с ними османские турки. Еще до взятия Константинополя между крестоносцами и привезшими их венецианцами заключен был договор как относительно раздела добычи, так и устройства новой империи, избрания императора и патриарха. Поэтому, вскоре по разграблении Константинополя, они устроили в нем свою, так называемую латинскую империю; императором был Балдуин, граф фландрский, a патриархом был один венецианец, Фома Морозини. Папа Иннокентий III, прежде угрожавший крестоносцам отлучением от церкви за нападение на греческие города, когда ему донесли о взятии Константинополя, благословил дело крестоносцев и приказал как им, так и латинским епископам вводить в константинопольской церкви латинство. Таким образом церковь константинопольская попала в руки латинян.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.